Home Педагогическая копилка Влияние малых фольклорных форм в изобразительной деятельности детей раннего возраста
Понедельник, 09 Апреля 2012 10:00

Влияние малых фольклорных форм в изобразительной деятельности детей раннего возраста

Оцените материал
(0 голосов)

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Детский  фольклор  обширная  область  устного  народного  поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой  и красотой.

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора: колыбельные песни,  пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей,  сказки.  Это  область   народного творчества представляет собой одно из  средств  народной  педагогики.  Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Художественная литература, русский народный фольклор служит так же могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка обогащает эмоции, воспитывает воображение.

Я использую поэтические образы малых фольклорных форм, не только во всех режимных моментах, но и в непосредственной образовательной деятельности. Особый отклик находят малые фольклорные формы в сердцах и душах детей, используемые в художественно-эстетическом воспитании.

Во время непосредственной образовательной деятельности по  изобразительной деятельностью,  я каждое  действие сопровождаю пословицей, поговоркой или загадкой, чистоговоркой или скороговоркой, пестушкой, потешкой, закличкой.

Скороговорки и чистоворки способствует улучшению дикции, совершенствованию звуковой стороны речи детей.

При работе с тестом я использую чистоговорку:

Ра – ра – ра - ра месит тесто детвора.

Или работая с глиной:

Ра – ра – ра – ра с глиной нам играть пора.

Или

Ом – ом – ом мы построим дом.

Загадка – это одна из самых распространенных, задорных и таинственных разновидностей фольклора. Народ, не скупясь, составил красочные и меткие вопросы обо всем, что нас окружает. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.

При работе с пластилином можно использовать загадки:

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть…

Загадка о карандаше:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход!

(Карандаш)

При работе с кистью я использую такие загадки как:

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

Или такую:

Разноцветные страницы

заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

носит воду бородой.

(Ответ: краски и кисть)

Работая с цветной бумагой, можно использовать загадки:

Клеите корабль, солдата,

Паровоз, цветок, машину.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная...

Знакомство с персонажем изобразительной деятельности можно осуществлять с помощью считалок:

Черепаха и улитка

Побежали очень прытко.

Ты за ними поспевай

Из считалки вылетай.

Или

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

Знакомство с героем, осуществляю с помощью сказки, игры, во время которой дети осваивают  движения  персонажа, что обогащает их воображение и жизненный опыт. Например:  дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается  козлик,  осторожно ходит котик. И это находит применении в изобразительной деятельности.

Рисование кистью: « Мишка – топает, зайчик – скачет».

Проводится игра с изображаемым персонажем:

Тёплую водичку я сейчас налью,

Посажу в водичку уточку мою.

Весело плескается уточка в воде.

Вдруг нырнула, спряталась -

Нет её нигде. (Дети находят уточку и вновь опускают её в тёплую воду).

А так же: Дети становятся друг за другом в колонну и обращаясь к уточке, произносят текст ( вместе с педагогом):

Уточка луговая, серая, полевая,

Где ты ночевала?

Ребенок – утка ( вместе с педагогом):

Под кустиком, под березкой

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Утка вместе с педагогом становятся впереди колонны. Дети идут за ними по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками пред грудью.

Воспитатель группы "Неваляшки" Марина Анатольевна Данилова