Home Педагогическая копилка «Роль взрослого в до изобразительной деятельности»
Понедельник, 09 Апреля 2012 09:58

«Роль взрослого в до изобразительной деятельности»

Оцените материал
(0 голосов)

Дети раннего возраста очень рано проявляют интерес к рисованию. Предметом внимания ребенка становится карандаш, ручка, краски, фломастеры.

В раннем периоде жизни ребенок не имеет знаний, опыта использования предметов художественной деятельности. Поэтому в раннем возрасте детей самым главным и важным является взрослый. Взрослый является для детей: эталоном для  подражания; источником  получения знаний; обогащение опыта; создает эмоциональный комфорт; развивает образное восприятие.

Педагог в совместной деятельности с детьми  выполняет действия на основе показа детям, способы действия с  карандашом, пластилином, глиной.  Показывает оставляемые следы на бумаге (штрихи, черточки, простейшие формы). Ребенок на основе подражания за взрослым манипулирует карандашом, кистью, замечает оставшийся на бумаге след. У детей это открытие вызывает удивление и радость. Ребенок радуется яркой линии и тому, что она возникла под его воздействием. Одновременно с этим необходимо приучать ребенка к правильным приемам работы с карандашом, кистью. Малыша надо научить брать карандаш тремя пальцами и правильно действовать с ним. В работе с кисть держать кисть в пальцах, а не в кулачке.

В этот момент у ребенка возникают представления о свойствах материала и цели действия с ними (ребенок видит действия взрослого и манипулирует вместе с ним, понимая, что карандаш  оставляет след, а пластилин приобретает форму). Стремление получить след побуждает ребенка действовать  самостоятельно.

В процессе художественной деятельности взрослый сопровождает действие короткими, но яркими пояснениями: «Вот дождик капает: кап-кап-кап», «Зайчик прыгает: прыг-прыг-прыг» - этот момент педагог на листе бумаги осуществляет прием примакивания кистью.

На этой основе малыш учиться «читать» рисунок не только взрослого, но и свой. Поэтому взрослым очень важно рассматривать рисунки, предметные картинки и иллюстрации. Для начала необходимо малышу дать возможность самому сделать открытие, увидеть в штрихах и линиях то зайчика, то машину.  Если ребенок не видит образ в своих каракулях, надо помочь ему в этом. Например: поставить на линию матрешку и сказать: «Это матрешка шагает по дорожке». Обыгрывание рисунка развивает воображение детей.  Появление у ребенка ассоциативного образа зависит от его впечатлений и опыта. Чем больше он видел и знает, чем ярче его впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа. Ознакомление малыша с окружающим миром – основа образного прочтения им игровых картин. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности. В результате совместного «чтения» детского рисунка  ребенок не только видит образ, но и хочет повторить изображение.

Важно воспитывать у малыша интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями. При этом необходимо помочь ребенку и установить доверительные и эмоционально комфортные отношения ребенка со взрослым.

Необходимо, чтобы взрослые эмоционально и заинтересовано реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость, сочувствие, огорчение (соответственно содержанию изображаемой ситуации).

Задачи, стоящие перед взрослыми:

  • Продолжать знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями;
  • Воспитывать у малыша интерес к результату деятельности;
  • Развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений;
  • Умение эмоционально откликаться не только на образ  (узнал птичку, мишку), но и на художественную форму (яркий цвет, гладкую поверхность глины).

Воспитатель группы "Дюймовочка" Ольга Александровна Лекомцева