Home

Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием кубиков Никитина

Сенсорное развитие  детей раннего возраста с использованием кубиков Никитина

Ранний возраст – период благоприятный для общего психического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность ребенка.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того , насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (геометрических форм, величина , цвет  и т.д.).

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено  сенсорного развития.

Ведущим видом деятельности  ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

В играх с кубиками Никитина, мы наблюдаем, как малыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет.

Игры не должны находиться в свободном доступе для ребенка, достаем их только тогда, когда у малыша есть настроение и желание в них поиграть.  У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности".

Подходим к играм творческий. Придумываем вместе с детьми новые виды узоров, рисунков, вариантов игры. Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, указывать на ошибки или подсказывать. Можно лишь подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.

Любимая японская поговорка Б.Н. Никитина звучит так: "Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму".

В играх Никитина -  удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному". Было выделено несколько особенностей с использованием игр Никитина:

  • игры Никитина стимулируют развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
  • ребенку с помощью игр доступнее запомнить основные цвета спектра;
  • игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного  сенсорного восприятия.

Игры Никитина  это доступный дидактический материал для сенсорного развития.   Сенсорное воспитание служит основой познания мира для детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить